Патриотизм может быть рациональным и иррациональным. Иррациональный патриотизм как слепую лояльность государству, в котором ты родился (либо с которым ты связан иным подобным образом), вытекающую лишь из самого этого факта рождения, я отвергаю как разновидность шовинизма. Если я считаю, что свобода, право и формальное равенство - это высшие ценности, а культура моей страны отрицает и то, и другое, и третье, то я вовсе не обязан быть патриотом. Напротив, патриотизм в таком случае означал бы для меня либо отказ от своих убеждений, либо интеллектуальную бесчестность и лицемерие.
Однако патриотизм может быть и иным. Он может выражаться в рациональной приверженности ценностям и институтам, существующим в обществе, где я живу. Поэтому, если я гражданин свободной демократической страны, для меня вполне естественно поддерживать её в той мере, в какой она защищает свободу, а значит, быть её патриотом.
"Животный" патриотизм, патриотизм вида "своё говно не пахнет" и рациональный патриотизм, выражающийся в лояльности своей стране постольку, поскольку она защищает свободу - это два совершенно разных явления. Первый - это разновидность отвратительного шовинизма, второй - высокое и сильное чувство.
Однако патриотизм может быть и иным. Он может выражаться в рациональной приверженности ценностям и институтам, существующим в обществе, где я живу. Поэтому, если я гражданин свободной демократической страны, для меня вполне естественно поддерживать её в той мере, в какой она защищает свободу, а значит, быть её патриотом.
"Животный" патриотизм, патриотизм вида "своё говно не пахнет" и рациональный патриотизм, выражающийся в лояльности своей стране постольку, поскольку она защищает свободу - это два совершенно разных явления. Первый - это разновидность отвратительного шовинизма, второй - высокое и сильное чувство.